Кураторы цикла: Людмила Алябьева, Кристина Матвиенко, Ирина Сироткина
Искусство перформанса – в авангарде художественных практик. Как никакой другой вид искусства, перформанс нарушает границу между художником и жизнью. Он превращает зрителя в участника, откликается на острые проблемы современности, наконец, сам может стать инструментом социальных изменений.
Сегодня материалом для перформанса становится любая из востребованных тем: (не)насилие, гендер, инаковость, эйджизм, идентичность, sustainability
Цикл лекций-демонстраций, круглых столов, партиципаторных перформансов посвящен возможностям искусства перформанса для исследования социальных, политических, экзистенциальных и личных проблем.
Круглый стол «ПЕРФОРМАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ И ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОГО»
Традиционное политическое как публичный жест и теория Ханны Арендт (Павло Митенко, название доклада уточняется)
Политическое как создание связей между участниками, создание сообщества, воображаемые институции и самоорганизации (Анна Белоусова)
Исследование социального-политического перформативно (Вик Лащёнов)
Комментарии юриста к Лаборатории действующей конституции (Лола Кирилова)
Потенциал игры и создания игровых нарративов в партисипаторных проектах (спикер будет назван позже)
В первой части мероприятия мы проведем перформанс «Лаборатория действующей конституции». И на его примере в рамках круглого стола поговорим как на практике могут быть реализованы подобные идеи и теории.
Есть три опции участия:
ЛАБОРАТОРИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ
Лаборатория действующей конституции – перформанс, в котором участники получают опыт политического действия. Это игра, симулятор, воображаемая среда, где участники могут влиять на политических акторов. Это безопасное пространство для практики действия в состоянии уязвимости и восприимчивости к миру. Это исследовательский аппарат изучения наших представлений о конституции и выявления областей, где она не актуальна или не работает. Это способ проявления проблем, характерных для разных социальных групп. Это возможность сделать конституцию понятнее, ближе и показать альтернативные пути мышления о ней.
В обычной жизни конституция кажется далекой, работает как бы в стороне от наших жизненных процессов. Но, на самом деле её влияние проявляется практически во всем. В ходе перформанса мы тренируем внимательность к способу нашего существования в мире (личном, социальном и политическом пространстве), создаём связи с абстрактными политическими и социальными понятиями, и получаем опыт взаимодействия с ними.
В основе игры лежит перевод личной истории в универсальную ситуацию, через призму которой мы анализируем текст конституции. Мы рассматриваем всё в контексте властной структуры, задаваемой конституцией, и производим альтернативные варианты выхода из ситуации. В ходе перформанса ситуация и ее связи с конституцией находятся в постоянном становлении. Пока мы уделяем этому внимание и пытаемся что-то менять – наша воображаемая версия конституции действует.
Мы предполагаем три варианта участия:
1. Человек с ситуацией
Вы присылаете нам описание ситуации, записанную в свободной форме. Мы начинаем с определения действующих субъектов и объектов, и вы назначаете их участникам. После того, как вы расставляете всех в пространстве, моделируя ситуацию, мы начинаем.
2. Человек действующий
Вы получаете роль и максимально соотносите себя с ней, стараетесь телесно и эмоционально. Представляете её цели в данной ситуации, продумываете возможные тактики действия. Человек с запросом задает первоначальные отношения между вами. Дальше вы действуете самостоятельно, исходя из желаний, интуиции, импульсов и задач вашей роли.
В ходе игры вы совершаете отдельные действия / жесты для укрепления или разрешения ситуации, в которой вы оказались. Все действуют по-очереди, для того чтобы остальные успевали отследить изменение пространства и отношений внутри перформанса.
3. Человек наблюдающий со стороны
Вы наблюдаете за происходящим, можете записывать то, что видите: вопросы, повторяющиеся ситуации, проявляющиеся отношения. После расстановки вы можете присоединиться к обсуждению.
КУРАТОРЫ ЦИКЛА
Ирина Сироткина – исследователь танца, перформанса и двигательной культуры, автор книг «Свободное движение и пластический танец в России», «Шестое чувство авангарда: танец, движение и кинестезия в жизни поэтов и художников», преподаватель авторских курсов «Мода и перформанс», «Танец и двигательная культура в истории и современности».
Людмила Алябьева – академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, руководитель магистерской программы «Индустрия моды: теории и практики» в Московской высшей школе социальных и экономических наук, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».
Кристина Матвиенко – театральный критик, театровед, куратор «Школы современного зрителя и слушателя» Электротеатра Станиславский.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.