Электроб(р)итва: Театроведение – лженаука?

Электроб(р)итва – часовой паблик ток на троих, двоих ведущих и одного приглашенного эксперта.

Театры 16+

В фокусе зрения критиков – имена, события и тренды сегодняшней театральной жизни. Поводом для разговора становится конкретное событие, обсуждать которое мы приглашаем людей с разными точками зрения. Оппозицию не снимаем, но ставим ее на стол. Договориться не хотим, но, возможно, получится.

Разговор 1. Театроведение – лженаука?

Ведущие: Кристина Матвиенко, Антон Хитров

Гость: Зара Абдуллаева

Электроб(р)итва – новый формат, придуманный как часовой паблик ток на троих, двоих ведущих и одного приглашенного эксперта.

Темой первой Электроб(р)итвы станет театроведение. Является ли сегодня тот багаж знаний и навыков, которым раньше учили только на театроведческих факультетах, наукой, кому это нужно и есть ли возможность объективного анализа в отношении современного театра? 

Наукой театроведение стало считаться с 1920-х годов, когда в Петрограде под влиянием формалистов возникла так называемая «гвоздевская школа». 

Своим родоначальником то поколение считало немца Макса Германа, описывавшего спектакль только вместе с контекстом – то есть пространством, в котором он игрался, и зрительным залом, который его смотрел. Театр, по Герману, является специфическим видом искусства, а не способом толковать литературу. Поэтому нужно научиться различить эту специфику и описать ее через определенные параметры: сценические приемы, пространство, структуру действия, материальность сценического текста. 

От формалистов ленинградское театроведение восприняло необходимость проанализировать наличие смысла в композиции спектакля. Иначе говоря, как учил Шкловский, содержание не может существовать без формы, нужно ее опознать и описать. Содержание или идея, пишет Николай Песочинский, «обнаруживается не в том, что говорят и делают на сцене персонажи, а в особенностях композиции, театрального языка и формы зрелища». 

В 1930-е ленинградская школа была уничтожена как проявление гнилого формализма, но все же сохранила себя и проявилась уже гораздо позже, в 1960-е.  На Западе во второй половине XX века появились другие способы изучения театра: семиотические, структуралистские, культурологические. Сегодня, театроведение испытывают на прочность, упрекая в отсталости инструментария, новая культурология пытается встать на его место. Можем ли мы договориться, чтобы изучать спектакль, или придется отбрехаться «субъективным» взглядом на все и на всех? 

Процесс демократизации театра начался в России в 2000-е, и это было связано с «новой драмой» и док-театром, проповедовавшим расширение входа в профессию. В результате в театр пришла новая, не театральная аудитория. Сегодня инициативы 2000-х аукаются в ситуации с экспертизой и критикой. Пишет о новом политическом театре Ольга Тараканова (The Village): «Снижение входного порога (точнее, его перемещение в другую плоскость) — это даже не свойство, а причина всей этой новой волны. Раньше нужно было театральное образование: пять лет в герметичном мире после вступительных, о которых почитаешь – и волосы дыбом. А теперь нужны свежие идеи, смелость, ну и какая-то насмотренность — понимание, как расположить себя среди других спектаклей, которых все больше. То есть театр теперь делают так же, как пишут инди-музыку». 

Одновременно с тем, как молодое поколение критиков наступает на старые иерархии и герметичность критики как цеха, теряется (и у одних – потому что не все современные книжки успевают прочесть, и у других – потому что являются жертвами книжного знания и плохо знают реальный театр) сама ценность методологического подхода к спектаклю. Он, собственно, почти никому уже и не нужен. Не нужно вот это: ориентация на теорию театральных методов, основанная на понимании театральной ткани и художественной формы, и движение от конкретных наблюдений за сценическим действием к теории театральных систем (Николай Песочинский). Тем не менее, именно современное театральное искусство требует хорошо настроенного критического аппарата, возможно, более, чем когда бы то ни было. Одновременно – интенсивного и экстенсивного. Или же не требует и тогда театроведение – лженаука? 

На фото: Антон Хитров
Фотограф: Павел Антонов

 

Поделиться:

1632 дня назад
30 октября 2019 19:00–20:00

Москва
Тверская, 23
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов