Программа резиденций для молодых кураторов из России, которую организует Объединение культурных институтов Евросоюза (EUNIC), в этом году состоялась уже в седьмой раз. В ней принимали участие Австрийский культурный форум, Гете-Институт, Литовский институт культуры, Посольство Нидерландов, Посольство Финляндии, Французский Институт в Москве, Посольство Швеции, которые предоставили возможность для семи молодых российских кураторов поехать на стажировку в центры современного искусства своих стран. На итоговом мероприятии, «Битве кураторов» в Электротеатре «Станиславский», вернувшиеся стажеры представят концепции своих арт-проектов, которые будут соревноваться за получение гранта на их воплощение.
В этом году темой кураторских резиденций был тезис «Сегодняшние художественные практики являются культурным наследием для завтрашнего дня». Кураторов пригласили подумать о будущем того материального и цифрового искусства, которым художники занимаются сегодня. Культурная политика обычно сосредоточена на сохранении и архивизации прошлого. Молодым кураторам было предложено посмотреть в другом направлении.
Экспертное жюри: Алиса Багдонайте, Анна Буали, Ярослав Воловод, Кристина Матвиенко. Пятый член жюри будет объявлен в ближайшее время.
Участники «Битвы кураторов»:
Ирина Аксенова — ведущий специалист отдела выставочных проектов ГМЗ «Петергоф». Со-основатель и куратор FFTN (15), некоммерческого пространства для кураторских и художественных экспериментов. В рамках независимой практики исследует потенциал литературного метода пост-экзотизма в современном искусстве. Долгое время была частью команды Воронежского центра современного искусства (ВЦСИ). Со-куратор специального проекта V Московской международной биеннале молодого искусства «В славном городе Воронеже» (ЦСИ «Винзавод», 2016). Живет и работает в Санкт-Петербурге. Осенью 2019 г. проходила стажировку в Центре современного искусства и эдукации RUPERT в Вильнюсе (Литва).
Олеся Бессмельцева — с 2013 г. изучала германистику, историю культуры и литературы немецкоязычных стран в магистратуре и аспирантуре в университетах С. Петербурга, Пассау и Фрайбурга. Исследовательские интересы: европейская культура и искусство в 20-21 вв., gender studies, история феминизма и диссидентства в ГДР и СССР, киноэстетика, body turn в медиа и искусстве, ангажированное искусство. С 2015 г. организует совместно с инициативой CULTURA (СПб, http://www.culturaclub.ru/) международные культурно-образовательные проекты (лекции, семинары, подиумы, мастер-классы); с 2017 г. переводчица на международных мероприятиях Гёте-института в С. Петербурге. С 2018 г. курирует проект передвижной выставки «Ленинградский феминизм 1979» (https://www.facebook.com/kulturwerk...). Сентябрь 2019 г. стипендиатка в музее Ленбаххаус в Мюнхене.
Сергей Баландин — куратор, преподаватель и художник, магистр филологии. Родился и живет в Самаре, работает в галерее «Виктория», но часто занимается независимыми проектами. Автор проекта «Явились, чтобы показать» и Первой самарской квартирной триеннале. Как художник участвовал в Первой московской биеннале молодых художников (2008) и во многих других групповых и сольных выставках. Стипендиат Французского института в Москве.
Варвара Бусова — исследователь, археолог, куратор междисциплинарных проектов, реставратор. Занимается археологией с 13 лет, реконструировала конские головные уборы древних кочевников Алтая по материалам Государственного Эрмитажа, изучает скифские курганы и погребения эпохи хунну в Туве. Пишет кандидатскую диссертацию и работает во Всероссийском-Художественном Научно-Реставрационном Центре им.ак. И.Э. Грабаря. Участник международных археологических и музейных конференций в Пекине, Оксфорде, Барселоне, Париже, Вильнюсе. Совмещает научную деятельность с кураторской, используя археологический материал как отправную точку для художественной рефлексии: выставка «Музей Материальной Культуры» в Высотке на Котельнической наб. (2018), проект экспозиции Музея Природы и Человека в Аркаиме (2017). Проходила стажировку в музее Дренте (Drentsmuseum) в Арнеме.
Анна Иванько – специалист по музейному маркетингу и PR, преподаватель в Высшей школе ХПМТ ФИИ РГГУ, проходила стажировку в Institute Europeen des Relations publiques, Paris (2012). Проходит обучение в аспирантуре по направлению языкознание и литературоведение в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Круг научных интересов — семиотико-когнитивный подход в анализе вербальных и визуальных текстов.
Работала менеджером международных проектов в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми» (2014-2015), ведущим pr-специалистом в Пермской художественной галерее (2016-2017). Последние два года работает в Третьяковской галерее. Среди реализованных проектов — запуск нового формата посещения Лектория Новой Третьяковки, открытие Новых творческих мастерских Новой Третьяковки, информационное и маркетинговое сопровождение образовательных программы музея.
Наталия Панкина — заместитель руководителя отдела выставок Московского музея современного искусства (ММОМА), музейный менеджер, куратор. Окончила факультет истории искусства РГГУ и кафедру промышленной логистики МГТУ им. Баумана. Куратор выставок «Собственное время» (2017, Галерея 21, Москва), «Separations» (2017, Галерея 21, Москва), «Минута до пробуждения» (2019, ГМИИ РТ, Казань). Инициатор и куратор образовательного курса по современному в Казани при партнерстве ММОМА, ГМИИ РТ и Казанского художественного училища. Экс-руководитель отдела современного искусства ГМИИ РТ.Живет и работает в Москве.
Ольга Ремнёва — специалист по art&science, куратор, кандидат культурологии, искусствовед, арт-терапевт. Куратор Лаборатории «Культура будущего», образовательной программы «текст/ text», курса «TECHNE. Teens — Будущее искусства», со-куратор платформы TECHNE. Заместитель начальника отдела художественных и междисциплинарных программ ГЦСИ-Москва (2017-2019). Прошла кураторскую стажировку на фестивале Ars Electronica (2019). Выставочные проекты: «Science-Art — искусство для науки» (Екатеринбург, 2012), «Экосистема эксцессов» (персональная выставка Pinar Yoldas, Политехнический музей, 2015), «Коллекция Розовой книги № 2» (персональная выставка Ильи Федотова-Фёдорова, Биологический музей им. Тимирязева, 2018), «Интерфейс происходящего» (персональная выставка Дмитрия Морозова, ГЦСИ, 2019). Стипендиатка Австрийского Форума в Москве.
Программа резиденций для молодых кураторов из России проводится уже седьмой год при поддержке Объединения институтов культур стран Евросоюза (EUNIC). На итоговом мероприятии в Электротеатре Станиславский жюри выберет победителя, который получит грант на реализацию собственного проекта.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.