Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Рассказывает куратор проекта, музыковед, кандидат искусствоведения Ксения Ануфриева (ВВФ ГЦСИ).
«Победа над Солнцем» (1913) названа авторами «первой футуристической оперой». История рубанула: «и единственной». А время продолжает находить в ней новые смыслы и эхом вторит: « актуальной, актуальной ».
Словесный текст «Победы» сочинил один из изобретателей "заумного языка", поэт Алексей Крученых. Казимир Малевич создал костюмы и декорации. Именно в эскизах к «Победе на Солнцем» впервые появляется его «Черный квадрат».
А кто же этот смелый композитор, соавторами которого стали такие культовые фигуры? Автор музыки – Михаил Матюшин (1861-1934). Не удивляйтесь и не стесняйтесь: это имя известно сейчас лишь редким специалистам. Плоть от плоти своей эпохи, Матюшин разрабатывал новую звуковысотную систему (как Артур Лурье и Иван Вышнеградский), был художником (как Микалоюс Чюрленис), и мыслителем, в том числе работавшим над вопросами синтеза звука и цвета (как Александр Скрябин).
За свою столетнюю историю опера была несколько раз исполнена в России и за рубежом. И в каждой из постановок неизбежно приходилось заниматься аранжировкой и добавлениями, поскольку музыка не была оркестрована автором, и клавир сохранился не полностью.
В проекте Волго-Вятского филиала ГЦСИ (Нижний Новгород), приуроченного к выставке «Музей великих надежд», осуществлено аутентичное исполнение большей части сохранившихся фрагментов оперы исключительно с музыкой Матюшина, без каких-либо добавлений. Аудиозапись издана на CD в сопровождении исследовательской статьи, либретто и нот.
На презентации будет также показано видео концертного исполнения оперы в Нижнем Новгороде.
Композитор Владимир Мартынов: «Клавир Матюшина свидетельствует о незаурядных композиторских способностях своего создателя, свободно пользующегося остро диссонансными аккордами, политональной и атональной гармонией, остинатными фигурами и прочими новаторскими средствами, характерными для творчества наиболее передовых и продвинутых композиторов того времени».
Программа «Школа современного зрителя и слушателя» совместно с ГЦСИ, Нижний Новгород и книжной лавкой «Порядок слов».
Вход свободный.